Для детей и взрослых
Возрастная группа
"Три кита"
Успешное будущее на крепкой основе!
Нарушениями речевого и психоречевого развития у детей и взрослых занимаются разные специалисты – психологи/нейропсихологи, логопеды, дефектологи. К кому из них и когда следует обращаться?
ПСИХОЛОГ / НЕЙРОПСИХОЛОГ |
ЛОГОПЕД |
ДЕФЕКТОЛОГ |
все занятия
~ «Нейропсихолог»
Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.
Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.
Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.
Именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:
Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.
Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.
Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.
Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.
Именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:
- малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
- его поведение взрывное, импульсивное;
- ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
- плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
- у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
- не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
- он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
- он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
- ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
- он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
- с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.
Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.
Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.
~ «Психолог»
Психолог незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.
Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.
Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?
Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.
Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?
- Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
- Боится оставаться один в темной комнате.
- Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
- Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
- Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
- Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
- Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.
~ «Логопед»
Логопед работает со здоровыми детьми. Он нужен ребенку, если проблема сводится к индивидуальным особенностям развития речи при отсутствии сопутствующих патологий развития.
Большинство дефектов речи появляются именно в детском возрасте, когда их можно наиболее успешно излечить.
В каких случаях необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Большинство дефектов речи появляются именно в детском возрасте, когда их можно наиболее успешно излечить.
В каких случаях необходимо обратиться за помощью к логопеду.
- Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления, лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов типа «диди», «гиги», «бубу», «тата»). В таком случае уже в год стоит обратиться к логопеду. Обязательно проконсультироваться с неврологом.
- Если у ребенка в возрасте 2-х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.
- Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, «к» заменяет на «т»: кот- «тот»).
- Если ребенок до 3-х лет говорит на своем языке, причем много и очень активно, а понятных простых слов почти нет.
- Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».
- Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.
- Если в возрасте 4-х, и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает многие звуки, смягчает их («тяйник» - чайник, «масина» - машина).
- Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
- Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
- Ребенок старше 6-ти лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
- Если у ребенка в школе проблемы с письмом или чтением. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе. Если к Вашему ребенку относится хоть один из перечисленных пунктов, Вам необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Не допустите дальнейшее наслоение школьных проблем на уже существующие.
~ «Дефектолог»
Разница между логопедом и дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.
Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т.д.
Логопед-дефектолог ведет работу в нескольких направлениях:
Мы советуем прийти на консультацию к логопеду-дефектологу, если:
Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т.д.
Логопед-дефектолог ведет работу в нескольких направлениях:
- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, то есть познавательной деятельности малыша;
- коррекция имеющихся проблем и приближение к возрастной норме;
- гармоничное развитие речи ребенка.
Мы советуем прийти на консультацию к логопеду-дефектологу, если:
- в шесть месяцев малыш не лепечет и не гулит;
- в 1,5-2 года в его речи нет простейших слов вроде «мама», «дай», «баба»;
- в 2-3 года ребенок знает всего несколько слов, не может построить элементарную фразу или предложение;
- в 4-5 лет в речи слова не согласованы по числу, роду, нет глаголов;
- в 5-6 лет малыш имеет серьезные проблемы с артикуляцией большинства звуков;
- говорит слишком медленно или быстро, речь невнятная, понять малыша может только мама;
- ребенок с трудом осваивает чтение и письмо.
по всем вопросам